Марийский национальный костюм как пример художественного наследия народа

Материал из ABOUTMARI.COM Перейти к: навигация, поиск

Одежда марийцев функционально подразделялась на повседневную, праздничную и обрядовую. Празднично-обрядовый костюм по составу предметов, форме и покрою во многом повторял будничный, но шился из более качественных материалов, выглядел нарядно, красочно и дополнялся богатым набором съемных украшений из серебряных монет.

Большинство женских украшений изготавливалось в домашних условиях. Необходимой принадлежностью женского костюма было большое количество головных, ушных, шейно-ушных, шейных, шейно-нагрудных, нагрудных, поясных, наручных украшений. Для украшений использовались серебряные монеты, бисер, бусы, блестки, раковины – каури, перламутровые пуговицы. Монеты часто нашивались на плотную ткань или кожу. Дополнительно для изготовления украшений использовали позумент, разноцветные ленты, тесьму, шерстяные кисти и бахрому. Монеты использовались от старинных до современных иностранных. Для изготовления полного комплекса украшений требовалось большое количество монет, у луговых мариек группы «шарпанан-нашмакан» в середине XIX века украшения в костюме насчитывали 100 рублей серебром.

В марийских деревнях также было налажено производство несложных металлических украшений. Мастера путем холодной обработки выделывали блестки, кольца, браслеты и застежки-сюльгамы. Во второй половине XIX века в д. Чаломкино горными марийцами изготавливались широкие цепочки из низкопробного серебра, состоящие из мелких колечек и решетчатых пластинок. Цепочка (цепошка) была распространенным нагрудным украшением не только у горных мариек, но и у других народов Среднего Поволжья.

С развитием капиталистических отношений в костюме ярко отражается имущественная дифференциация. Особенно отчетливо состоятельность семьи отражалась в приданом невесты – количестве рубах, качестве предметов верхней одежды, украшений, обуви и др.

В годы коллективизации народный костюм подвергся сильной трансформации и модернизации, что было связано с исчезновением многих архаичных элементов костюма и появлением новых национальных форм одежды. В 50-е годы прошлого столетия большинство сельских женщин продолжало носить народный костюм. В настоящее время функциональное применение национального костюма все более перемещается в сторону использования его в качестве праздничного и сценического.

Категория: 

Код для использования на сайте:

Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

Для скачивания поделитесь материалом в соцсетях

После того как вы поделитесь материалом внизу появится ссылка для скачивания.

–> Скачать материал Скачать материал –> Скачать материал Получить код –>

Подписи к слайдам:

<!DOCTYPE HTML PUBLIC “-//W3C//DTD HTML 4.01 Transitional//EN” “http://www.w3.org/TR/html4/transitional.dtd”>

  • Национальный
  • марийский
  • костюм.
  • Киляева таня
  • Работа выполнена на факультативе «Театр мод».
  • Руководитель :Низамова Е.Г.
  • МОУ СОШ №8 г.Нефтеюганск
  • Народный костюм – яркое и неповторимое явление национальной культуры, где отражаются представления о красоте и целесообразности. Он является одним из важнейших компонентов фольклорных коллективов. Оформившись в древности, на протяжении веков, костюм, особенно женский, обогащался и видоизменялся, в соответствии с эстетическими вкусами. Формы костюма зависели от природно-климатических, социально-экономических, исторических условий. Марийские женщины издавна владели высоким искусством ткачества и вышивки. Дошедший до нашего времени костюм поражает красочностью орнамента, он остается одним из ярких примеров художественного наследия народа.
  • Одежда марийцев подразделялась на повседневную, праздничную и обрядовую. Праздничный костюм по составу предметов, по форме и покрою во многом повторял будничный, однако выглядел более нарядно и красочно. Его богато украшали вышивкой, тесьмой, позументом, бисером, монетами. Наиболее красочна марийская свадебная одежда. Большое значение придавалось одежде невесты, жениха. Особенностью свадебного костюма было наличие суконных кафтанов и меховых шапок в любое время года. Марийский костюм, как мужской, так и женский, состоял из рубахи, штанов, кафтана, пояса с подвесками, головного убора. Женский костюм дополнялся украшениями.
  • Основными частями старинной мужской одежды является холщовая вышитая рубаха, холщовые штаны и летом холщовый, а зимой суконный кафтан. Зимой носили шубы. Рубаха была туникообразной и напоминала женскую, но шили ее несколько короче. К концу XIX века повсеместно стали распространяться косоворотки, заменившие рубаху старинного образца. Вышивка на старинных рубахах украшала воротник, грудь и подол спереди. Воротника обычно не было, вместо пуговиц пришивали завязки. Вышивка была разнообразна.
  • Особенности мужской одежды.
  • Узор выполнялся чаще всего щелком, чем шерстью, и в основном тремя цветами: черным, красным и зеленым. Вышивка на рубахах сочеталась с украшениями из бисера, монет и пуговиц.
  • Основными частями женского костюма была богато украшенная вышивкой, штаны, рубаха, холщовый кафтан, передние, головной убор и лыковая обувь. Рубаха служила одновременно нательной и верхней одеждой, заменявшей платье.
  • Особенности
  • женской
  • одежды.
  • Покрой рубахи был прямой, туникообразный. Рукав был прямой без обшлага. Рубахи различались вышивкой и разрезом ворота. Подол рубахи украшался тканым узором или вышивкой. Разрез обшивали дугообразно несколькими полосками цветной материи и разноцветными лентами, а ворот завязывался тесемкой.
  • Поверх рубахи марийки надевали передник. Часто шили его из цветной пестряди, а некоторые– из добротной белой ткани. Передник украшали вышивкой и обшивали кружевами.
  • «Шимакш», пожалуй, был наиболее самобытным головным убором мариек. Он представлял собой продолговатый кусок холста, углы которого на одной из узких сторон были скреплены и составляли треугольник, который, образуя колпачок, надевался на голову. Все поле холста вышивали нитью или шелком. Молодые девушки же ходили с раскрытой головой или надевали платок и изредка шапочку «такийю». Замужние женщины носили остроконечный головной убор «шнашобычо».Он имел сходство с убором «шимакш». Сюда пришивались монеты, раковины каури, бисер. Каждому вышеописанному женскому головному убору соответствовали определенные типы причесок, которые отличались сложностью.
  • Головные уборы.
  • Молодая девушка в будни носила небольшое количество украшений: шейные ожерелья, серьги, кольца. Во время праздников она надевала полный набор, состоявший из всевозможных нашейных, нагрудных, наручных и поясных украшений. Марийцы носили больших размеров серьги из проволоки, согнутой в форме вопросительного знака, на нижний конец которой нанизывали бусинки. Из других украшений следует отметить нагрудники из монет и бисера. Также марийцы носили разнообразные ожерелья обшитые мелкими монетами и бисером.
  • Украшения.
  • Традиционная обувь мариек подразделяется на три типа: лыковую (будничная), кожаную (праздничная) и валяную (зимняя). В качестве обуви носили лапти прямого плетения с маленькой головкой и лыковыми оборами. По праздникам надевали онучи, украшенные по краю одной длинной стороны бисером, пуговицами и бляшками.
  • Обувь.
  • К сожалению со временем утеривается опыт, передаваемый поколениями. Постепенно происходит «обрусение» марийского народа, обычаи и традиции не подхватываются подрастающим поколением. Создание костюма требует большого терпения, умения и глубокого знания традиций. Со временем может произойти так, что национальные костюмы перестанут создаваться и останутся только в документах и памяти народа.

Обществознание – еще материалы к урокам:

Свадебные костюмы
Одежда выполняет функцию защиты человека от воздействий окружаю щей среды, помимо этого, она также выполняет религиозно-магические, символические и эстетические функции. До середины XIX века костюмы восточных марийцев мало чем отличались от костюмов других групп мари. Но близкое соседство с тюркскими народами способствовало преобразованию костюма восточных мари, но при этом женский костюм сохранил больше традиционных элементов. Так, традиционный белый цвет костюма восточных марийцев уходит, и на смену приходят пестрая одежда. Однако белая холщовая одежда сохранялась как обрядовая, в частности использовалась во время свадьбы.

В силу того, что традиционный покрой рубашки был туникообразный, широкое значение имел пояс, помимо элементарной функции подпоясывания он имел также практическое и культовое значение. Пояс и полотенце, очевидно имеющие историческую общность (ср. кушак), означает соединение, протяженность, завязываемость. Поэтому в традиционном костюме восточных мари представлены поясные полотенца – шовыч и шиянÿштö, если первый вид состоит из полотенец и пояса, то второй вид представляет собой комбинацию пояса с пришитыми, богато украшенными узкими полотенцами. Практическое применение этих поясных полотенец видно в том, что одно из них невеста дарит будущему мужу, а одно оставляет себе и хранят их до конца своих дней. Невеста вышивала полотенца в качестве подарков родне мужа, а также брала с собой в приданое, чтобы развешивать во время праздников в доме мужа, а также каждая молодая в первый год проживания в новой семье должна была жертвовать полотенце в честь весеннего праздника пашни ага-пайрем. Таким образом, непосредственная связь полотенца и пояса прослеживается и сегодня, так невеста повязывает полотенца жениху и его дружке так, чтобы концы его свисали как концы пояса. В данном значении поясные полотенца имеют охранительную и объединяющую функцию, именно эти функции выступают определяющими у многих народов, у славян, у башкир и тюркоязычных народов пояс имел также и усилительное значение.

Одной из важных частей свадебного костюма невесты является легкая распашная одежда типа кафтана – ош шовыр. Это белая холщовая рубашка, туникообразного покроя орнаментированная вышивкой, которая надевалась поверх платья. Так невеста была одета до прихода к ней жениха на ÿдыр модыш, перед самым же приходом жениха, она надевала еще поверх и черный кафтан – пешмет или йылян, таким образом, показывая свой переход в новый статус. Второй тип кафтана отличает от первого цвет ‒ черный и качество ткани ‒ фабричная ткань. Стоит отметить, что порядок надевания невестой этих кафтанов повторяет очередность вхождения в употребление, так белый холщевый кафтан это исконно марийский вариант, а пестрая или из однотонной ткани появляются с распространением фабричных тканей и расширения контактов с тюркскими народами ‒ покрой и название передают это.

Отличительным элементом костюма восточномарийской невесты является шапочка такия. «Это шапочка полусферической формы. Ее шили из холста, обшивали фабричной тканью. Поверхность ее сплошь украшалась нашитыми монетами, бисерной сеткой и бусами, иногда вышивкой. Подобная шапочка в качестве девичьего головного убора известна у тюркоязычных народов Поволжья (башкир, татар, чуваш), у которых восточные марийки ее заимствовали». Из украшений на невесте были парные околоушные подвески пылыш тенге (букв. ушные монеты). Это украшение «представляет собой две ленты с нашитыми чешуеобразно сверху вниз монетами (от 5-6 до 9-10). Оно было массивным и свешивалось на грудь. В верхней части подвесок имелись петли для ушей и тесемки для связывания концов на голове». Еще одним массивным украшением невесты является сога (ворот) – «это кусок ткани, украшенный чешуеобразно нашитыми монетами, бисером, пуговицами, ужовками, позументом и бахромой, с двумя тесемками для завязывания на шее». Также в свадебной обрядности использовался платок – солык – белый холщовый с вышивкой, но ранее это «было богато вышитое покрывало, которое сшивалось из трех полос холста ‒ «пыргенчык», «вÿргенчык», ныне используют белый фабричный с кистями. Так, в течение свадьбы марийская девушка меняла свой головной убор три раза: с девичьего (головная повязка или платок) на невестин (такия), и на убор замужней женщины. В иных семьях, в связи с тем, что не сразу надевали головной убор замужней женщины, женщины повязывали платок на повседневность, а свадебный убор по праздникам.

Мужской национальный костюм наиболее рано потерял свои особенности из-за более широких социальных контактов мужской части населения. Мужская рубашка не отличалась по крою от женской. Первоначально была распространена белая холщовая рубашка орнаментированная вышивкой, постепенно стали носить пеструю. Рубашка подпоясывалась длинным поясом с кистями. На сегодняшний день наиболее полно мужская рубашка сохранилась у уральских марийцев. Белые холщовые рубашки, штаны и мужские кафтаны сегодня функционируют лишь в виде обрядовой одежды. Из особенностей костюма жениха можно выделить обязательное наличие головного убора на всех этапах свадебного периода и полотенце, повязанное на груди крестом и завязанное на спине или на поясе.

На сегодняшний день, когда играют свадьбу традиционного характера, цвета костюма невесты сохраняются традиционные (белые платье и кафтан, поверх черный кафтан), материалы используют фабричные, легкие, орнамент вышивки цветочный и является ярким украшением подола платья. Участницы свадьбы приходят в традиционной одежде, подпоясанной передником. Необходимо отметить, что подол платья восточномарийской женщины испытал особую эволюцию, если до середины XIX века подол украшался геометризированным орнаментом, потом постепенно вышивка заменилась лентами, тканым узором и оборками. То в последнее время, вышивка стала возвращаться на подол марийского платья орнаментальными формами растительного характера, выполненного гладью – это стало одним из результатов интенсификации контактов с марийцами республики Марий Эл. Стало популярным носить платья из ярких, блестящих синтетических материалов с цветочной вышивкой. На голову повязывают фабричный платок. Жених на свадьбу надевает фабричный костюм, рубашку и шляпу, костюмы остальных мужчин строго не регламентированы.

Таким образом, все элементы свадебного костюма участников свадьбы были наделены символическим смыслом и несли в себе не только защитные функции от воздействия окружающей среды и магического воздействия, но также показывали особое положение, статус и его изменения.

_______________________________________________________________________

<–Участники свадьбы</strong> -Свадьба- Свадебные поезд–>

Xreferat.com В» Рефераты по культуре и искусству В» Марийский национальный костюм как пример художественного наследия народа

Муниципальный орган управления образования г.Красноуфимск

Дома детского творчества

Детская художественная школа

МАРИЙСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ КОСТЮМ КАК ПРИМЕР ХУДОЖЕСТВЕННОГО НАСЛЕДИЯ НАРОДА

Учебно-исследовательская работа по истории искусств

Исполнитель:

Петрованова Юля,

ОУ № 9 кл. 10

Руководитель:

Шустикова В.А.,

пед. доп. обр. I кв. категории

Место работы ДДТ

г. Красноуфимск

2004

СОДЕРЖАНИЕ

Введение 3
Глава 1 Марийцы – одна из народностей Среднего Урала 4
Глава 2 Мужская и женская одежда 5
2.1. Особенности мужской одежды
2.2. Рубахи и штаны женской одежды 6
2.3. Верхняя одежда мариек 8
2.4. Головные уборы женщин 8
2.5. Украшения 9
2.6. Обувь 10
Заключение 11
Список литературы 12
Словарь терминов 13
Приложения 14

ВВЕДЕНИЕ

Каждый народ имеет свои особенности в материальной и духовной культуре. Во многом они сохраняются. Но наряду с этими, вследствие общности экономического развития и исторических судеб, формировался и ряд единых черт в разных сферах, в том числе и в одежде.

В своей работе я решила показать самобытность марийской одежды, т.к. в нашей местности много деревень этой национальности.

Цель работы – исследовать историю и разнообразие костюма марийцев.

Задачи:

  1. Выявить особенности костюмов марийцев и их сходство, и различие с костюмами других народностей.

  2. Влияние других культур и развития промышленности на одежду марийцев.

  3. Дать характеристику костюмов марийцев.

Глава 1. МАРИЙЦЫ – ОДНА ИЗ НАРОДНОСТЕЙ СРЕДНЕГО УРАЛА

В Пермской губернии, (в состав которой входила нынешняя Свердловская область), жили финноязычные народы: удмурты, коми, мордва, марийцы; и тюрская группа: чуваши, татары, башкиры.

Марийцы живут в бывшем Козьмодемьянском и Царевококшайском уездах Казанской губернии, Яренском и Уржумском уездах Вятской губернии, а также Нижегородской, Пермской и Уфимской губерниях. На значительной части этой территории, марийцы расселены чересполосно с русскими и другими народностями края.

Марийцы делятся на три языковых и культурных группы: луговые, горные, и восточные. Луговые марийцы занимают левобережье Волги, горные марийцы – правобережье или нагорную сторону Волги. Они отличаются от луговых марийцев некоторыми чертами культуры и быта, в частности одеждой.

Восточные марийцы не составляют особой группы марийского народа и являются теми же луговыми марийцами, переселившимися в Приуралье в XVII-XVIII в.в. однако они все же представляют особенную группу, которая имеет ряд своеобразных черт в одежде и быту.

Народный костюм марийцев имеет ряд общих черт с костюмом других народов Поволжья, в частности с костюмами чувашей, мордвы и удмуртов. (см. прил. фото 1).

Марийские женщины издавна владели высоким искусством ткачества и вышивки. Дошедший до нашего времени костюм поражает красочностью орнамента, он остается одним из ярких примеров художественного наследия народа.

Глава 2. МУЖСКАЯ И ЖЕНСКАЯ ОДЕЖДА

2.1 Особенности мужской одежды

Основными частями старинной мужской одежды является холщовая вышитая рубаха, холщовые штаны и летом холщовый, а зимой суконный кафтан. Зимой носили шубы. Рубаха была тупикообразной и напоминала женскую, но шили ее несколько короче. К концу XIX века повсеместно стали распространяться косоворотки, заменившие рубаху старинного образца. Вышивка на старинных рубахах украшала воротник, грудь и подол спереди (см. прил. фото 2) Воротника обычно не было, разрез ворота делали на правой стороне груди; вместо пуговиц пришивали завязки. Вышивка была разнообразна. Особым изяществом отличались вышивки на старинных рубахах луговых марийцев. Узор выполнялся чаще всего щелком, чем шерстью, и в основном тремя цветами: черным, красным и зеленым. В технике шитья преобладал косой стежок (см. прил. фото 3).

Вышивка на рубахах восточных марийцев выполнялась большой частью контурным швом на кумаче, нашитом на холст или пестрядь, сочеталась с украшениями из бисера, монет и пуговиц.

Штаны шили из грубого сурового холста. Они были такого же покроя, как чувашские и татарские, а держались на талии с помощью завязок. Уже в половине XIX века стали шить штаны из пестряди, чаще синей в полоску. Фасон был как у русских штанов, а вместо завязок пришивали пояс. Однако старики продолжали носить холщовые белые штаны вплоть до XX века. Заправлялись штаны обычно в окучи.

Поверх рубахи и штанов в летнее время носили холщовый кафтан («шобр», «шобыр») со сборками типа русской поддевки.

Зимней одеждой были суконные кафтаны овчинные полушубки.

На голове марийцы носили шерстяную домашней вызки шабку черную или белую с полями, загнутыми кверху, а иногда опущенными. В деревнях близ татарских селений носили круглую восточную шляпу с довольно широкими загнутыми кверху полями, похожими на татарскую, в остальных районах головной убор марийцев напоминал грешиевик. Зимой носили обычно белую баранью шапку с черным суконным верхом.

На ноги одевали лапти, сплетенные из липового льна, и белые окучи.

Женский костюм был сложнее мужского (см. прил. фото 4,5). Он имел больше украшений, но в основном повторял элементы мужского костюма. Особенным своеобразием отличались женские головные уборы. Основными частями женского костюма была так же, как и мужского рубаха, богато украшенная вышивкой, штаны, холщовый кафтан, передние, головной убор и лыковая обувь. На костюм надевали набор разных украшений – нагрудных и поясных (см. прил. фото 6).

2.2. Рубахи и штаны женской одежды

Рубаха («тувыр», «тучир») служила одновременно нательной и верхней одеждой, заменявшей платье. Покрой рубахи был прямой, тупикообразный. Одно перегнутое поперек полотнище составляло перед и спинку рубахи. Рукав был прямой без обшлага. Рубаха достигала щиколоток, но при ношении с поясом она подбиралась вверх до колен, образуя пазуху. Рубахи различались вышивкой и разрезом ворота. В одних местах марийцы делали разрез посередине груди, в других делали разрез на правой стороне, как и в мужских рубахах, и благодаря этому нагрудная вышивка, располагающаяся по разрезу, была ассиметрична. Подол рубахи украшался тканым узором или вышивкой.

Наиболее богатую вышивку имели рубахи центральных и юго-восточных населений марийцев. Вышивка эта была плотной, ковровой, выполнялась шерстью. Основные цвета: темно-красный и темно-синий. Синий иногда переходил в черный, выполнялись контуры рисунка, желтый и зеленый служили дополнительными цветами.

Рубахи восточных мариек несколько отличались от рубах луговых и горных. Так, например женскую рубаху у них шили часто не только из белого холста, Нои из пестряди, а рукава из фабричных тканей. На ее покрое также отразилось влияние татар и башкир. Рубаха восточных марийцев обычно состояла из двух частей. Верхняя часть (до высоты бедер) была туникообразной, а низ делался шире и составлявшийся из нескольких полотнищ, причем на подол нашивали оборку из цветной фабричной ткани (прил. фото 7). Нагрудный разрез был прямой, а воротник стоячий даже иногда отложной. Разрез обшивали дугообразно несколькими полосками цветной материи и разноцветными лентами, как у рубах татарских и башкирских женщин, а ворот завязывался тесемкой. Рубаху часто носили без пояса.

Вышивки на рубахах восточных мариек было значительно меньше, чем на рубахах луговых, и располагалась она на груди и подоле. Вышивка на рубахах пермской губернии была ажурной с ясно очерченным узором. В расцветке преобладали темные тона – черный, темно-красный, коричневый (см. прил. фото 8).

Под рубахой марийки носили штаны («ялаш», «полаш»). Шили их из холста, и по своему покрою, они были аналогичны с чувашскими; к верхнему краю штанов пришивались завязки. Восточные марийки также носили штаны, но шили их из пестряди на вздержке, как и соседи их, башкиры.

Поверх рубахи марийки надевали передник (ончалосакие). Луговые шили передник из холста без грудки и украшали его вышивкой. Восточные и горные носили передник с грудкой. Первые часто шили его из цветной пестряди, а вторые – из добротной белой ткани, и не только с грудкой, но и с крылышками (подобно чувашским), передник с грудкой украшали вышивкой и обшивали кружевами. Как только у рубах стали исчезать нагрудные вышивки, появилась потребность в переднике с нагрудником.

  1. Верхняя одежда мариек

Осенью женщины одевали кафтаны, сшитые из домотканого холста белого, серого и коричневого цветов. Воротник был четырехугольной или овальной отложкой. Его обшивали кумачом, а иногда украшали маленькими ниточками из бисера и монет.

Зимой марийки носили овчинную шубу («ужга) такого же покроя, как и суконный кафтан со сворами.

Верхняя одежда уральских марийцев по покрою не отличалась от одежды марийцев Поволжья. Женщины шили распашные кафтаны – «елан» из черного сатина с отрезной спинкой и сборами по талии (см. прил. фото 10). Подол и борта елана обшивались цветными лентами. На время моления одевали другой кафтан – «шобр», «шовыр» – из белого холста.

  1. Головные уборы женщин

Головные уборы замужних мариек были весьма различны по своей форме и способу ношений.

Головной убор под названием «шимакш» носили луговые и восточные марийки, живущие на территории уздов Уртумского, Елабужского, Бирского, Красноуфимского.

Шимакш, пожалуй, был наиболее самобытным головным убором мариек. Он представлял собой продолговатый кусок холста, углы которого на одной из узких сторон были скреплены и составляли треугольник, который, образуя колпачок, надевался на голову (см. прил. фото 11). Все поле холста вышивали нитью или шелком, а нижний край шимакша, спускавшийся на спину, обшивали еще бахромой из шерсти. Шимакш укреплялся на голове при помощи берестяного колпачка, который в свою очередь надевали на скрученный пучок волос. Луговые марийки носили шимакш на темени, а восточные надевали его почти на лоб. Шимакш покрывали холщовым платком или косынкой («пылышмович»).

Наряду с обычным холщевым платком носили еще «солык» – узкую налобную повязку с вышитыми концами. Солык надевали пожилые марийки, когда ходили на молебствие. Девушки же ходили с раскрытой головой или надевали платок и изредка шапочку «такийю».

Замужние женщины носили остроконечный головной убор «шнашобычо». Он имел сходство с убором «шимакш». Острый вверх головного убора нависал над лбом, а полотенчатый низ спускался по спине. Его наружную сторону покрывали вышитые узоры. Сюда же пришивались монеты, раковины каури, бисер. В наши дни «шнашобычо» вышло из повседневного употребления и надевается только по большим праздникам. В быту его чаще называют «шлыком». Это слово заимствовано у татар.

Поверх «шнашобычо» надевали четырехугольный платок из тонкого холста «солык» (см. прил. фото 12). Перед тем как надеть солык, его перегибали по диогонали. Та часть платка, которая оказывалась снаружи, украшалась богатой вышивкой, бусами, бисером, монетами, красными лентами. Солык чаще всего одевали во время свадьбы и поминок, им дорожили и передавали его по наследству.

  1. Украшения

Из украшений можно отличить только некоторые наиболее распространенные. Для их изготовления использовали бисер, бусы, раковины каури, монеты и жетоны, бусы и пуговицы. Из головных украшений бытовали накосники в виде подвесок из монет, бисера и раковин.

Марийцы носили больших размеров серьги из проволоки, согнутой в форме вопросительного знака, на нижний конец которой нанизывали бусинки. Серьги зацеплялись за ценные раковины. Из других украшений следует отметить нагрудники из монет и бисера («яга»). Некоторые исследователи считают, что яги были заимствованы у тюрского населения, но так ли это – судить сложно. Также марийцы носили разнообразные ожерелья и прямоугольные куски кожи, обшитые мелкими монетами и бисером – («ширкама», «почкама»), близкие к украшениям чувашских женщин.

Кроме того были распространены металлические цепочки («гайтаны»), шнуры из бисера («ширан крестыл») с подвешенными на них крестиками, а также полоски холста с нашитыми на них монетами. Существовали разнообразные поясные украшения. Сами пояса были плетеными, чаще из красной шерсти, с подвесками на концах из раковин, пуговиц и монет. Распространенным украшением женщин были ушные подвязки с монетами и гусиным пухом – «корж», браслеты – «кидшал» и кольца «шергаш».

  1. Обувь

В качестве обуви носили лапти прямого плетения с маленькой головкой и лыковыми оборами. Ногу обертывали портянками из белого и черного сукна. По праздникам надевали онучи, украшенные по краю одной длинной стороны бисером, пуговицами и бляшками. Кожаная обувь в позапрошлом веке распространена была слабо. Носили ее только зажиточные марийцы. В настоящее время в марийских деревнях носят калоши, которые раньше считались обувью богатых марийцев. Зимней обувь являлись валенки местных ремесленников.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В данной работе я рассмотрела одежду марийцев, проживающих на Среднем Урале.

В ходе изучения литературы выяснила, что костюмы марийцев имеют свои особенности. Они отличаются от одежды других народов, близко живущих с марийцами, но тем не менее их близкое соседство оказывает немалое влияние на самобытность костюмов марийцев. В основном сильное влияние на одежду марийцев оказали костюмы татар, башкир, удмуртов и русских.

Кроме того, выяснила, что с течением времени, новыми введениями и открытиями в текстильной промышленности и кустарном производстве в одежде этой народности тоже происходят изменения.

К сожалению со временем в марийских деревнях утеривается опыт, передаваемый поколениями. Постепенно происходит «обрусение» марийского народа, обычаи и традиции не подхватываются подрастающим поколением. Создание костюма требует большого терпения, умения и глубокого знания традиций. Со временем может произойти так, что национальные костюмы перестанут создаваться и останутся только в документах и памяти народа.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. В.Н.Белицер Крестьянская одежда населения Европейской России (XIX- нач. XX в.); Народы Среднего Поволжья и Приуралья. – М.: Издательство «Советская Россия», 1971.

  2. Н.М.Калашникова Одежда народов СССР. – М.: «Планета», 1990.

  3. Г.Н.Чагин Народы и культуры Урала в XIX- XX в.в. – Екатеринбург: «Сократ», 2002.

СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ

  1. Гайтаны – металлические цепочки;

  2. Грешневик – головной убор;

  3. Елан – распашной кафтан

  4. Кидшал – браслет;

  5. Корж – ушные подвески с монетами и гусиным пухом;

  6. Онучи – обувь;

  7. Ончалосакие – передник;

  8. Пылышмович – холщовый платок или косынка;

  9. Солык – узкая надлобная повязка;

  10. Такийя – шапочка;

  11. Тывыр (тучир) – рубаха;

  12. Ужга – овчинная шуба;

  13. Шергаш – кольца;

  14. Шимакш – головной убор;

  15. Ширан крестткыл – шнуры из бисера;

  16. Ширкама (почкама) – прямоугольные куски кожи, обшитые монетами и бисером;

  17. Шнашобычо – головной убор;

  18. Шобр (шовыр) – холщевый костюм;

  19. Яга – нагрудник из монет и бисера;

  20. Янаш, йолаш – штаны.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Если Вам нужна помощь с академической работой (курсовая, контрольная, диплом, реферат и т.д.), обратитесь к нашим специалистам. Более 90000 специалистов готовы Вам помочь. Бесплатные корректировки и доработки. Бесплатная оценка стоимости работы. Подробнее

Поможем написать работу на аналогичную тему

Реферат

Любая тема

От 250 руб.

Контольная работа

Любая тема

От 250 руб.

Курсовая

Любая тема

От 700 руб.

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту

Похожие рефераты:

Развитие творчества на основе народных традиций обогащает современную жизнь, делает её многообразной. Этнические традиции в искусстве, в том числе и одежде, воспитывает у молодёжи чувства почтительного отношения и уважения к культурным ценностям и истории своего народа.  Одежда влияет на формирование личности, особенно если с ранних лет молодёжи прививаются представления об эстетическом идеале, художественном вкусе.

У каждого этноса существуют свои этнические представления об одежде. У марийцев Поволжья народный костюм был всегда белым из конопляного или льняного холста. Одежда орнаментировалась вышивкой.

Национальная одежда всегда соответствовала образу человека. По которому можно было определить не только принадлежность к этнической группе, но и возраст, отличить девушку от замужней женщины, скорбящего человека от человека празднично настроенного.

В настоящее время народный костюм является богатейшим источником для  декоративно-прикладного искусства: вышивки, моделирования современного костюма, создания текстильных изделий и сувениров. Современный этап характеризуется тем, что не только у марийцев, но и у других народов России возрастает интерес к своему национальному костюму как к богатому наследию традиционной культуры.

Оцените статью
Рейтинг автора
4,8
Материал подготовил
Максим Коновалов
Наш эксперт
Написано статей
127
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий