Русский национальный костюм. Фото из цифровой коллекции Эрмитажа. – История красоты — LiveJournal

Многие люди, если их спросить о национальной русской одежде, сразу назовут расшитые сарафаны с рубашками, армяки и кафтаны, подпоясанные кушаками. Образ сложился довольно устойчивый, его часто можно увидеть на стилизованных гуляниях, во время проведения народных праздников, в спектаклях, фильмах, мультиках. Мы подробно расскажем о традиционной русской народной одежде и ее особенностях.

Содержание

История костюма

Сегодня издано много интересных материалов по истории русских одежд, да и вообще, обстановки народной жизни. Как наряжались люди, что надевали на голову и на ноги, как выглядели в будние дни и на праздниках – обо всем этом написано. Мы предлагаем только основную информацию.

Любой национальный костюм – отражение народных традиций, культуры. История движется, общество развивается, меняется одежда. Но общие элементы остаются, переходя из века в век.

Одной из ярких отличительных черт русского наряда является просторный покрой, а также искусная вышивка на одежде. Детали вещей оформлялись декоративными орнаментами с характерными мотивами и цветами.

На Руси одежда давала много информации о хозяине. Глядя на костюм, определяли:

  • к какому сословию относится человек (крестьянин, купец, дворянин);
  • какова его основная деятельность;
  • в каком регионе проживает, к какому климату привык.

Под влиянием этих факторов и культурных взаимоотношений со странами-соседями формировался русский национальный костюм. У крестьян он был максимально простым, без особенных излишеств, если не говорить о праздничных нарядах.

У знати даже повседневные изделия расшивались яркими узорами, шелковыми, золотыми или серебряными нитями, самоцветами, бусинами, жемчужинами. Одно оставалось неизменным для всех слоев общества: одежда производилась из натуральных волокон, чаще всего – хлопковых, льняных или шерстяных.

Немного фактов

Начало формирования русского национального костюма – XIV век. Тогда феодальная знать носила самобытные наряды, отличающие жителей Киевской Руси.

Наша страна всегда находилась в тесных контактах с соседями, что не могло не повлиять на внешний вид славян. В XV веке русские князья одевались в просторные, распашные кафтаны с приталенным кроем, пришедшие из Польши. Украшалась одежда искусной цветной вышивкой, каменьями, золотыми нитями.

Правление Петра Первого принесло сильные изменения в моду. Российский император желал приблизить страну к Европе, максимально запрещая все родное, национальное, даже костюм. В одежде приветствовались европейские традиции, что сказалось отрицательно на народных. Однако при правлении Екатерины II от подобных взглядов отказались: в моду вернулся русский костюм. Пытаясь реабилитировать его, императрица приветствовала использование пышных тканей, национальных узоров и мотивов, свободный крой изделий. Так продолжалось до войны с Наполеоном.

Этот непростой период для России обозначился сильнейшим подъемом патриотического духа. Народ объединялся, чтобы победить врага. Возрос интерес ко всему исконно русскому. Даже знатные дамы стали надевать национальные наряды, и в светском обществе снова ожили такие названия, как «кокошник», «сарафан», «сорочка».

Виды

Если говорить о видах русской народной одежды, их делят на дворянскую, крестьянскую и военную. Причем, независимо от принадлежности, все отличаются:

  • свободным кроем;
  • многослойностью;
  • наличием пояса;
  • вышивкой от «дурного глаза».

У каждого человека был набор обычной повседневной и обрядовой, или праздничной, одежды. Вторая украшалась вышивками и дополнительными деталями, соответствующими положению владельца.

Дворянская

Вплоть до указов Петра Великого (вызывавших большое негодование в светском обществе) дворяне носили характерную для русских людей одежду – пышную, многослойную, расшитую узорами-оберегами.

Женские платья были очень тяжелыми, до 15-20 кг, что и обусловливало величавую, неторопливую, «царственную» походку. Наряды богато украшались самоцветами, различной дорогостоящей фурнитурой, металлизированными нитями. Ткани – парча, бархат, сатин, тафта, кумач, атлас. Материи обычно привозились из-за границы – Италии, Турции, Византии, Англии. Женщины и мужчины знати привыкли одеваться роскошно не только для выхода в свет, но и дома.

Крестьянская

Вообще, одежда русского народа была выполнена в едином стиле и из природных материй. Вот только для простого люда использовались дешевые ткани, а украшения были гораздо более скромны, да и слоев одеяний было меньше.

Военная

Изначально на Руси не было единой военной формы. Оправляясь на ратные подвиги, мужчины одевались по финансовым возможностям. Но с ростом государства, укреплением централизованной власти, стали осуществляться призывы на службу. Форма постепенно приобретала единый вид, а по знакам отличия определялись род войск, звание, положение и т.д.

Военная форма на Руси XVII века

Детали и их значение в одежде

Отличие национальной русской одежды – в деталях. Например, вышивка часто носила сакральный смысл, оберегала от сглаза, темных сил. Замысловатые или, наоборот, простые узоры, а также разнообразные элементы красноречиво говорили о положении хозяина одежды, его социальном статусе, месте проживания.

И все же, несмотря на заметные различия, в целом сохранялся единый стиль в одежде, да и названия многих вещей были одинаковыми для крестьян и для знати.

Огромное значение имело, для кого шьется изделие. Мужские костюмы сильно отличались от женских.

Мужская одежда

Мужская одежда, как и женская, была многослойной, просторной, удобной. Крестьяне надевали меньше вещей, чем дворяне, но различие было не только в этом. Наряды простонародья отличались лаконичностью, украшались только праздничные одеяния. У знати даже будничные вещи выглядели роскошно.

Крестьянская мужская одежда

Головной убор

Летом мужчины носили тафьи, которые надевались только на остриженные головы. Они не снимались даже во время церковных служб. В холодное время года поверх тафьи надевались утепленные шапки. Дворяне носили меховые изделия или же модели из дорогого бархата, сукна. Простой люд надевал войлочные, суконные шапки. Позже появились ушанки.

Рубаха

Отличительная деталь костюма любого мужчины и прежде всего потому, что только крестьянское сословие носило рубахи как верхнюю одежду. У знати они приравнивались к сорочкам, поверх которых надевались кафтаны или другие красивые вещи. Рубахи долгое время не имели пуговиц, завязывались на шнурки, расположенные в районе ворота. Шились из гигиеничных натуральных тканей, манжеты украшались вышивками-оберегами.

Штаны портки

Производились исключительно для мужчин, женщины не имели права носить подобные вещи. Никаких ширинок долгое время не существовало – штаны подвязывали в районе пояса и на щиколотках. Крестьяне надевали только одну пару, а вот дворяне носили две. Нижние портки считались подштанниками и надевались для сохранения тепла. Верхние украшались вышивками, самоцветами, жемчугом и были дорогой одеждой.

Штаны мужские, конец 19в, Вологодская губ, коми-пермяки, льняной холст.

Зипун

Верхняя одежда, в народном костюме надеваемая поверх рубахи. Зипун шился из сукна, дорогого – для знатных людей, самого дешевого – для простонародья. Нередко именно он становился заключительной деталью крестьянского наряда, в то время как дворяне надевали сверху еще кафтан.

Кафтан

Деталь мужской одежды придворных сословий. Нарядно расшивался, украшался драгоценными камнями, бисером, золотыми или серебряными нитями, жемчугами. Чем роскошнее оформление, тем богаче хозяин.

Читайте также:

Почему наши женщины ходят дома в халатах

36 размер одежды – это какой русский

Как перевести английские размеры одежды в русские

Ферязь

Если кафтан еще могли себе позволить зажиточные простые люди (купцы, например), то ферязь – однозначно деталь русской народной одежды, предназначенной исключительно для знати. У крестьян аналогичным предметом был армяк. Мужчины надевали ферязь поверх кафтана, создавая законченный образ успешного человека.

Шуба

Самая распространенная зимняя русская одежда. Ее носили абсолютно все слои общества. Правда, были существенные различия в материале, из которого шили меховые изделия. Если для крестьянских шуб использовалась дешевая овчина или заячьи шкурки, то у дворян все было иначе.

Зажиточные люди щеголяли в роскошных собольих шубах. Популярностью пользовались изделия из меха куницы, черно-бурой лисы. Одежда доходила до пят, была просторной и массивной. Черта, отличающая те изделия от современных моделей: мех находился внутри, сверху шубы отделывались сукном и искусно украшались.

Обувь

Традиционная крестьянская обувь, мужская и женская, – лапти. Плелись из лыка – тонкой древесной коры, обычно березовой. Искусству создания такой обуви обучались с детства, в русской деревни все члены семьи умели это делать.

Еще были чеботы – обувь, похожая на укороченные сапоги, которую носили все сословия. На картинках часто рисуют кривые чеботы, носы которых загибаются вверх. Однако были и прямые модели. Дорогие изделия шились из атласной или бархатной ткани, на изготовление самых дешевых шло сафьяновое полотно.

Жители городов носили сапоги. Крестьяне предпочитали модели с прямыми носками, а дворянам больше нравились загнутые вверх. Изначально обувь была на плоской подошве, но уже в XIV столетии стали изготавливать модели с каблуками.

Помимо перечисленных изделий, популярностью пользовались башмаки, ичиги, валенки. Вместо носков носили онучи – прототипы портянок. Это был длинный лоскут холщовой или шерстяной ткани шириной около 30 см. Он обматывался вокруг ноги, предохраняя кожу от мозолей, а также согревая и обеспечивая оптимальный микроклимат.

Женская одежда

Основным элементом национальной русской одежды была рубаха. Ее носили и мужчины, и женщины, но в деталях изделия сильно различались. Особенное значение имели узоры и орнаменты, приносящие спокойствие и достаток в дом, сулящие счастливое материнство, легкую беременность и роды. Девушки одевались не так, как замужние женщины. Это еще одна уникальная деталь русского быта.

Существовала и своеобразная верхняя женская одежда, головные уборы, уникальные детали костюма.

Головные уборы

Славяне наделяли волосы особенной силой. Их нельзя было обнажать, иначе могло прицепиться любое проклятие, плохое слово или взгляд, брошенные вслед красавице. Традиционной деталью наряда для женщин были платки. Они носились только замужними дамами, причем обычно из дворянства. Простые крестьянки надевали косынки.

Головные уборы не оставляли даже часть волос открытыми. Правда, незамужним девушкам позволялось оголять косу. Часто головные уборы девочек и будущих невест ограничивались только лентами или скрученными жгутом платками.

Свадебный вариант – повойник. Его надевала девушка во время специального обряда инициации. Невесте заплетали две косы, которые полностью укрывали убором. После свадьбы женщина обязана была всегда закрывать волосы. Она носила кику. Это праздничный, нарядный вариант головного убора. Поверх кики надевали специальный платок – убрус. Кроме того, женщины могли носить кокошники, повои, венцы и т.д.

Рубаха

Одна из главных деталей женской народной одежды. И у знати, и у простых крестьянок в таких изделиях ярко просматривались русские мотивы: вышивка, завязки, натуральные ткани.

Однако дворянки носили две рубахи: одну нижнюю, нательную и вторую – горничную. Она оригинально и богато украшалась, подчеркивая положение владелицы.

Сарафан

Традиционная русская одежда для девочек и взрослых женщин. То же самое платье, только легкое, длиной до пола, без рукавов, надевалось поверх рубахи и состояло из двух частей – юбки и лифа. Носили такую одежду крестьяне и бояре, только у последних изделия шились из более дорогих тканей, богато украшались.

Понева

Оригинальная женская одежда, носящая сакральное значение. Ее могли носить только девушки в возрасте невест, ждущие замужества. В южных областях такие верхние юбки, подчеркивающие талию, надевали и замужние женщины.

Поневы красиво декорировались блестками, бахромой или кистями. Вообще, для южных регионов России была характерна замена сарафанов на этот более легкий вид одеяний.

Детская

Русская одежда для детей отличались простой, экологичностью, просторностью. Она не стесняла движений, не вызывала никакого дискомфорта. Изделий было очень мало, поэтому младшие донашивали за старшими. В целом, наряд практически не отличался от взрослого.

Для мальчика первой вещью становилась пеленка, сделанная из отцовской рубахи, для девочки – из материнской. До трех лет одежда не отличалась: дети обоих полов носили длинные, до пят, рубахи. Вещи украшались специальной вышивкой – от любого негатива.

Примерно с трех лет мать шила разную одежду для дочерей и сыновей, причем использовалось новое полотно. В двенадцать лет девочки-подростки получали красивые поневы или сарафаны, а для мальчиков изготавливались портки. Дополнялись наряды соответствующими головными уборами.

Этно-стиль в современной моде

В современной моде русский народный стиль становится очень актуальным. Традиционные рубахи и сарафаны отделываются классической вышивкой, создающей необходимый эффект. В таких изделиях проявляется народных дух, воссоздается исконная культура. Конечно, современная одежда в русском народном стиле не полностью соответствует традициям, но повторяет многое. Она выглядит аутентично и ярко.

На сегодняшний день у народной одежды и современного платья мало общего, однако дизайнеры стараются возвращаться к истокам, используя характерные мотивы и украшения.

Уважаемые читатели сайта Tkan.Club, если у вас остались вопросы по этой теме – мы с радостью на них ответим. Оставляйте свои отзывы, комментарии, делитесь историями если имели дело с этой одеждой! Ваш жизненный опыт может пригодиться другим читателям.

Русский народный костюм и его традиции все чаще становятся источником вдохновения для современных дизайнеров. Мода постоянно претерпевает кардинальные изменения, обращается к прошлому в поисках новых и свежих решений. Рубашки, юбки, платья, сарафаны наделяются чертами национальных нарядов, пришедших из таинственных времен Древней Руси. Что же носили женщины, мужчины и дети, жившие в те окутанные загадками века?

Уникальные черты

История русского народного костюма ведется уже много веков. Природные условия, тяжелая полевая работа от темна до темна, религиозные обряды – все эти факторы повлияли на облик национальных нарядов. Крестьянская одежда отличалась максимальной функциональностью. Рубахи, порты, сарафаны обеспечивали простор для движений, не причиняли неудобства, эффективно спасали от холода. Рабочие костюмы были лишены пуговиц, люди подпоясывались кушаками и использовали в роли просторных карманов широкие пазухи.

image

Конструктивность, практичность и простота вовсе не принуждали жителей Древней Руси отказываться от ярких красок в одежде. В роли декора использовались ленты, кружево, аппликации в виде квадратов и ромбов, вышивка цветными нитями. Русский народный костюм часто предполагал объединение тканей, отличающихся по цвету. Узоры на элементах наряда, прилегающих к телу, брали на себя функцию оберега, защищавшего от нечисти. Орнаментом украшались рукава, подолы, вороты.

Мужская одежда в различных регионах мало чем отличалась, ей было свойственно однообразие, тогда как при виде женского костюма легко было догадаться, в какой части страны проживает его обладательница.

Цвета и краски

Окрашивание тканей в Древней Руси производилось с помощью природных красителей. Именно в этом и заключается причина загадочной популярности красного цвета. Марена в те времена произрастала практически во всех огородах, именно этот сорняк и обеспечивал крестьян краской. Поэтому русский народный костюм вызывает ассоциации именно с красным цветом, а не с зеленым. Зеленые шелка, поставляемые Востоком, в крестьянский быт почти не проникали, а естественных красителей такого колера не было.

Помимо красного популярностью пользовались белый и синий цвета, которые народная молва, как и красный, наделяла защитными свойствами.

Рубахи для женщин

Русский народный костюм (женский вариант) представить себе без рубахи нельзя. Ее носили представительницы всех сословий без исключения. Изделие именовалось станом, длина его была до подола сарафана. В ходу были модели оригинальных фасонов со сборенными рукавами. Они пользовались популярностью у кормящих матерей. Создавались специальные наряды для похорон и свадеб, рубахи делились на праздничные и будничные.

image

Основными материалами, из которых создавался этот элемент женской одежды, служили шерсть, лен, конопля. Особенно интересны декоративные украшения, обладавшие особым смыслом. На рисунках чаще всего изображались птицы и кони, древо жизни и растительные рисунки, отдававшие дань языческим богам. В роли талисмана традиционно выступали красные рубахи. Считалось, что они отводят беды, прогоняют демонов.

Рубахи для мужчин

Мужские косоворотки не отличались особенным разнообразием. Они представляли собой конструкцию, собранную из двух полотнищ, закрывавших грудь и спину. В качестве соединительного элемента применялись четырехугольные тканевые отрезы, располагавшиеся на плечах. Покрой рубахи оставался неизменным, к какому бы сословию ни принадлежал ее обладатель. Определить материальное положение можно было разве что по качественным характеристикам ткани. Атлас и шелк – для богатых, полотно – для бедных.

Носились косоворотки навыпуск, их никогда не заправляли в брюки. Такие вещи могли изготовляться в различных цветах. В качестве пояса служили шерстяные и шелковые изделия (иногда на концах располагались кисти).

Рубахи для детей

Первый русский народный костюм для мальчика – отцовская косоворотка, в нее закутывали появившегося на свет младенца. Для новорожденных девочек такой пеленкой служила материнская рубаха. При создании детских нарядов часто применялись отрезы ношенных вещей матери или отца. Делалось это не из экономии, а в угоду поверью, гласившему, что малыша спасает от дурного глаза родительская сила.

Увидеть разницу во внешнем виде рубах, предназначенных для детей разных полов, нельзя – это абсолютно одинаковые косоворотки, доходящие до самого пола. Обязательный декоративный элемент – вышивка, нанесенная материнской рукой. Рисунки всегда брали на себя функции защитных оберегов.

Достижение трехлетнего возраста для малышей ознаменовывалось получением рубахи из новины. Двенадцатилетним мальчикам полагались в придачу штаны-порты, девочек наряжали в поневы. Вообще русский народный костюм для детей мало чем отличался от одежды взрослых.

Сарафаны

Когда наши современники изображают русский народный костюм, женский сарафан встречается чаще всего. Крестьянки стали носить этот наряд с 14-го в., его окончательное утверждение в гардеробе произошло лишь в 17-м столетии. Внешний вид одежды зависел от области проживания, отличались ткани, расцветки и крой. Самый популярный вариант – широкое тканевое полотнище, собранное изящными складочками, бретельки, узкий корсаж. Надевался сарафан на обнаженное тело или поверх сорочки.

Существовали праздничные и повседневные варианты. Первые надевались на свадебные пиршества, в них проводили церковные праздники, посещали народные гуляния. Приданое невесты обязательно должно было включать не менее десяти сарафанов, выполненных в различных цветах. Качество ткани зависело от принадлежности к определенному сословию. Шелк и бархат – вариант для богатых. Такой наряд, щедро декорированный кружевами, тесьмой и вышивкой, говорил о высоком социальном статусе своей обладательницы.

Русский народный костюм – женский сарафан – был интересен и своим весом. Праздничные версии были невероятно тяжелыми, да и повседневные варианты не сильно от них отставали. Самый распространенный бытовой наряд назывался «саян», он имел вид сатинового изделия, собранного по бокам и спинке. Цветовые решения зависели от возраста. Пожилые дамы предпочитали черные и синие модели, юным девушкам больше по нраву были бордовые и красные тона.

Сарафан крестьянки рассказывал о ней буквально все. Есть ли у нее муж и дети, в каком настроении она находится (существовали даже специальные наряды «для кручины»).

Картузы

Русский народный костюм (мужской вариант) сложно представить себе без задорного картуза. Этот головной убор, обладающий козырьком, воцарился в национальном гардеробе в 19-м веке. Летние версии изготавливались из бархата, плиса, сукна. Козырьки обтягивались тканью или кожей, исполнялись в наклонном, полукруглом, прямом виде. Варианты для праздника декорировались бисером и ленточками, цветами (живыми и искусственными).

Наибольшую популярность этот головной убор завоевал в среде чиновников в отставке, управляющих, деревенских помещиков.

Порты

Мужские порты производились из кусков домотканого сукна или холста, соединительной деталью служил ромбический кусок – ширинка. Такие штаны собирались на гашнике в талии. Русский народный костюм для мальчика включал порты с 12 лет. Цветовые решения отличались разнообразием, изделия изготавливались из пестряди, домашней крашенины, домотканины. Более качественные ткани применялись при создании «выходных» вариантов либо использовались вертикальные узоры для украшения домотканины.

Несколько позже элементом праздничного гардероба стали штаны без ширинки, наделенные более широкими штанинами, поясом и пуговицами. Часто присутствовали и карманы. Появление штанов присвоило портам функцию нижнего белья.

Поневы

Поневу можно назвать прапрабабушкой современной юбки. Этот элемент гардероба древнее появившегося позже сарафана, он традиционно носился поверх рубахи, дополнялся передником. Древняя «юбка» присутствовала в гардеробе взрослых женщин. Русский народный костюм для девочки включал ее только по достижении половой зрелости. Чаще всего понева изготавливалась из шерсти и представляла собой несколько сшитых отрезов ткани.

Расцветки и фасоны зависели от области проживания. Встречались глухие модели, открытые сбоку или спереди, распашные, с прошвой. Постепенно их практически полностью вытеснили сарафаны.

Кокошники

С древнеславянского языка «кокош» переводится как «петух и курица». Кокошники изготавливались на твердой основе и могли принимать самые разнообразные формы. Очень интересны были их украшения – бусы, жемчуг, бисер, парча. Зажиточные дамы носили кокошники с драгоценными камнями. Кокошники нельзя увидеть, изучая русский народный костюм для девочки, ведь они считались исключительной прерогативой замужних женщин. Незамужние носили прапрабабушку сегодняшней банданы – сороку.

Гребень кокошника указывал на принадлежность женщины к определенной губернии. В Сибирской области распространение получили полумесяцы. В Костромской, Псковской, Владимирской – наконечники стрелы. Кокошники расценивались как семейные реликвии и переходили по наследству к дочери от матери, обязательно включались в приданое. Они не рассматривались как элемент повседневного гардероба. Эти головные уборы предназначались для праздников, даже невесты на свадьбе надевали их.

Также известны кокошники в качестве национального оберега. Их украшали символами верности, плодородия.

Обувь

Русский народный костюм – детский и взрослый – это в том числе и лапти, известные в качестве самой распространенной обуви. Лапти были праздничными и повседневными, носились в любое время года с белыми суконными онучами и холстинами. Роль крепления исполняли веревки, обматывающие голень накрест поверх онучей. Кожаные сапоги и валенки были доступны зажиточным крестьянам.

Мечтой молодежи и богачей были лакированные сапоги, обладающие жесткими голенищами в форме бутылок. Мягкие голенища, собранные в гармошку, пришли уже в 20-м веке. Женская и мужская обувь не имела особых отличий.

Современный взгляд

Интерес к истории национальных нарядов и преобладание этнических мотивов четко прослеживаются в современной моде. Русский народный костюм своими руками создается для карнавалов, представлений. Его черты часто встречаются и в повседневных нарядах, причем не только в России, но и в других странах.

Яркий пример внимания к одежде «из прошлого» – возродившаяся популярность валенок. Конечно же, эти изделия мало напоминают своих предшественников. Их украшениями служат вставки из кожи, яркий бисер, красочная вышивка. Данную обувь носят и за границей. Ее популярность не ограничивается пределами РФ. Особую любовь завоевали сапоги и туфли, декорированные цветочной вышивкой, босоножки с плетеной платформой.

Яркие ткани, выполненные в стиле русского платка, также пребывают в большом почете у известных модельеров, пытающихся воспроизвести русский народный костюм. В качестве основных узоров выступают цветы, в центре располагается крупный элемент, маленькие детали сосредотачиваются по краям. Высок уровень интереса к национальному кружеву. С его помощью модные наряды обретают легкую экзотичность, загадочность, романтичность.

Мировая мода обязана русской культуре популярностью вышивки цветными нитями, спросом на декоративный шнур, ленты и бисер. Особенно широко известны национальные аппликации, которые задействуются в женской, мужской и детской одежде. Зимой и осенью на улицах постоянно встречаются традиционные шапки-боярки, посадские платки, жилетки с меховой опушкой, дубленки в национальных мотивах.

«Русские» свадьбы

Свадьбы в русском стиле пользуются огромным спросом в последние годы. Невесты облачаются в белые сарафаны, разрисованные национальным орнаментом, надевают красные кокошники. Наряды дополняются прическами на базе классической косы, в которую вплетаются цветы и ленты. Можно не сомневаться: надев русский народный костюм, фото вы получите отличные.

Похожие статьи

Народный костюм – предмет гордости для любой нации. Каждая деталь языком цвета, формы и орнамента рассказывает о культурных особенностях своего народа. Русский национальный костюм не стал исключением – он не просто защищал от холода и жары, а мог поведать о статусе своего владельца, семейном положении и откуда он родом.

Русский национальный костюм, как считают специалисты по истории моды, окончательно сложился к XII веку. Одежду в определённых канонических традициях носили все слои населения – от зажиточных правителей до бедных пахарей. Указом Петра I в XVIII веке сарафаны и рубахи сменились европейской одеждой для полноценного культурного обмена с развитыми странами (однако скорее всего этот шаг был обусловлен не политическими, а личными предпочтениями императора). А до этого все детали костюма говорили о народе-труженике, который веками возделывал поля в условиях короткого лета, а бесконечными зимними вечерами ткал и вышивал.

Рубаха

Главным элементом традиционного наряда являлась рубаха – составная или цельнокроеная, холщовая или из льна (а у богачей из шёлка), украшенная орнаментами по географическому положению. Например, в Тульской и Курской областях рубахи вышивали красными нитями, а близ Воронежа – чёрные простые узоры. В северных и центральных губерниях преобладали синие цвета, иногда использовался золотой. Нередко вышивали обереги и знаки от сглаза. У простых крестьян сорочка служила верхней одеждой, знать же носила её как бельё. Как правило, даже у самых бедных крестьян в сундуках хранилось несколько рубах – их надевали в зависимости от работы, которую надо выполнить. Были «посевные», «пожнивные» и «рыболовные» рубахи, но самую нарядную, практически праздничную, носили на жатву.

Сарафан

Неотъемлемым предметом одежды женского образа был сарафан. Впрочем, в деревнях это слово персидского происхождения («саран па» – «через голову») звучало редко – такое платье обычно называли костыч, штофник, кумачник, синяк или косоклинник. Интересно, что изначально это был элемент мужского наряда – парадное княжеское облачение шили с длинными рукавами из парчи или шёлка, обильно украшали камнями и вышивкой. Обжившийся в женском гардеробе сарафан был нескольких разновидностей: распашным – из соединяющихся красивыми пуговицами двух полотнищ, прямым на лямках и глухим косоклинным со скошенными вставками по бокам. Как правило, одеяния были тёмно-вишнёвого, красного, голубого или синего цвета. Праздничные наряды шили из шёлка или парчи, на каждый день годились и ситцевые. Этот элемент русского национального костюма носили как вельможи, так и простолюдинки – разница была в материале, отделке, украшениях, а также в верхней одежде: барыни для пущей важности кутались в шубы или летники с длинными рукавами, а крестьянки надевали телогрейки. Замужние женщины чаще носили понёву – юбку из полушерстяной ткани с вышивкой.

Мужской гардероб

Мужчины – как в деревнях, так в городах – носили рубахи. Бояре выбирали шёлковые ткани, у крестьян одежда была из льна и хлопка. Форма ворота была разнообразной – круглая горловина, «стойка», косоворотка. Мужской костюм не отличался особым разнообразием и деталями: рубаху украшали вышивкой и подпоясывали, добавляли свободные штаны, сапоги или лапти и отправлялись в поле. Знать поверх надевала кафтан, парадный ферязь с длинными рукавами или долгополую однорядку. Крестьяне утеплялись напоминающим шерстяной халат армяком.

Головные уборы

Немаловажной составляющей наряда были головные уборы. Мужчины носили тафьи – маленькие круглые шапочки, зимой надевали треухи – прототипы ушанки – или высокие мурмолки. Куда большее разнообразие было у женщин. Замужние прикрывали волосы полотняными повойниками и платками даже дома, а на улице поверх водружали кокошники или кички. Девицы ходили в широких вышитых венчиках с лентами. Были и сложные головные уборы, в состав которых входило до 12 элементов!

Отличительной чертой русского национального костюма была многослойность – носить одновременно менее трёх элементов одежды считалось неблагопристойным. «Прорубленное окно в Европу» принесло невиданные доселе парики, корсеты и декольте, оставив сарафаны и кокошники деревням. Одно время за производство и продажу традиционной одежды даже налагались санкции, поэтому русский костюм залёг на дно – точнее, в сундуки, чтобы позднее стать частью истории и источником вдохновения для всех любителей модных тенденций.

Читайте также другие наши статьи по теме: «Узбекский национальный костюм», «Тюбетейка», «Японское кимоно», «Сомбреро — шляпа с историей», «Парео», «Индийская одежда», «Украинский национальный костюм», «Ханбок».

Гостиничный комплекс «Подворье»

ЭТНОМИР, Калужская область, Боровский район, деревня Петрово

Гостиничный комплекс «Подворье» – одно из первых строений, возведённых на территории ЭТНОМИРа, наряду с самой большой в мире Русской печью и избами этнодвора «Музей русской печи». Этот большой деревянный терем был спроектирован и построен в 2007 году российскими архитекторами, которые совместили традиции русского деревянного зодчества и современные экотехнологии. Благодаря последним «Подворье» является уникальным отелем с «умными», «дышащими» стенами. В нём комфортно в любое время года: прохладно в летнюю жару и тепло в зимнюю стужу.

«Подворье» – идеальный вариант для семейного отдыха в экостиле!

Статьи по теме Новый год в Бразилии Венецианский карнавал

Возврат к списку

от admin · 08.11.2015

Загрузка…

В первую очередь рисуем вот такую фигуру, расширяющуюся книзу. Это будет юбка сарафана, так что оставьте немного места сверху.

Теперь делаем нижнюю линию сарафана плавной, а выше добавляем линии верхней части.

От верха рисуем воротник сарафана квадратной формы, а также полоски, которые продолжаются к самому низу.

По бокам нарисуем пышные рукава. Вы также можете нарисовать их просто прямыми.

Теперь нужно нарисовать нижние линии и складки на юбке.

Изобразите узор на воротнике. Под самим сарафаном следует нарисовать что-то вроде блузки или рубашки.

На средней линии юбки мы нарисуем вот такие узоры с сердечками.

Нижнюю линию русского народного сарафана украшаем узорами.

Загрузка…

Теперь, когда мы нарисовали сарафан поэтапно, вы можете раскрасить рисунок карандашами так, как вам нравится. Обычно в русском народном костюме преобладает красный цвет. Кстати, возможно вам будет интересно, как нарисовать русскую избу.

В этом уроке ребенок сможет научиться рисовать рисунок «Русский женский народный костюм«, который состоит из рубашки и сарафана. Добавим еще бусы, которые придадут нужный колорит.

Понадобятся такие материалы:

  • — гуашь;
  • — кисточка;
  • — стакан с водой;
  • — палитра;
  • — карандаш с ластиком;
  • — линейка;
  • — плотный лист бумаги.
image

Пошаговое рисование народного женского костюма:

1. Ребенку легче будет нарисовать русский костюм для женщины, используя для наброска простые геометрические фигуры и линии. Так рисуем сперва большой круг. Он может использовать трафарет или любой круглый предмет для обводки. Затем добавляем фигуру, используя линейку.

image

2. Из боковых частей круга создаем рукава рубашки, а вот из прямоугольника – сарафан с деталями.

image

3. Добавляем складки и линии для отделки ткани другого цвета и материала. Также для общей картины дорисуем две линии крупных бус на шее. Немного подкорректируем контур рубашки, добавив на плечах небольшие прямоугольные детали.

image

4. Убираем ластиком вспомогательные линии наброска женского народного костюма.

image

5. Закрашиваем красной гуашью бусы, детали на рубашке и большую часть сарафана.

image

6. Оранжевой или светло-коричневой гуашью прокрашиваем небольшие детали русского народного наряда для женщины.

image

7. Далее прорабатываем рисунок бордовым цветом. Закрашиваем поясок и некоторые полоски рисунка.

8. Закончим рисование нашего народного женского костюма черной гуашью.

Рисунок русский женский народный костюм на листе бумаги полностью готов благодаря гуашевым краскам.

Оцените статью
Рейтинг автора
4,8
Материал подготовил
Максим Коновалов
Наш эксперт
Написано статей
127
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий